Нормативные требования
Уже один этот перечень разнообразных нормативных требований показывает, на каком высоком уровне стояло тогда преподавание плавания и какие трудные задачи ставились перед отличным пловцом.
Приведенные примеры показывают, что передовая часть офицерского состава русской армии, хорошо понимая роль и значение подготовки воинов по плаванию, вела в этом направлении полезную и интересную работу, в результате которой уже в первой половине прошлого века была создана своя, отечественная, методика преподавания военноприкладных видов плавания и разработаны свои правила состязаний пловцов.
Таким образом, приоритет в организации и проведении состязаний по плаванию принадлежит не англичанам, а русским специалистам плавания.
Еще больший интерес представляет книга П. Плахова, изданная несколькими годами позже, освещающая опыт боевой подготовки саперных бригад. Плахов разбирает методику организации переправы вплавь такого подразделе-ния, как рота. Выработанные им правила подвергались опытному испытанию в третьей саперной бригаде в лагерные периоды 1883—1884 гг., после чего было выпущено в свет второе издание его книги. Автор указывает, что в боевой обстановке «недостаток времени, необходимого для производства работ по постройке моста, а также весьма частое отсутствие достаточного количества мостового материала заставляет предпочесть неожиданную переправу, хотя бы и небольшой части войск, в известном удобном для того пункте — другим родам переправ.
Военная история изобилует военными подвигами, совершенными пловцами. Этот способ переправы через реки, неудобный для целой армии, принадлежит к категории неожиданностей, смелых предприятий, часто производящих на войне сильное нравственное впечатление на неприятеля»
Разбирая свои правила, автор указывает, что перед проведением переправы командир роты обязан определить число солдат, умеющих плавать без вспомогательных средств, число слабо плавающих, нуждающихся в подсобных средствах, число вовсе не умеющих плавать и боящихся воды.